Образование

МДОУ «Детский сад № 2

Описание основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2 лет до прекращения образовательных отношений. (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ 2 «Об образовании в РФ»)

Образовательная деятельность реализуется по Основной образовательной программе  МДОУ «Детский сад № 2 «Солнышко»,   разработанной  с учетом «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с:

— Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ

— ФГОС ДО

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации к структуре основной образовательной программы дошкольного образования»

-«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.

СанПиН 2.4.1.3049-13);

  • Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста.
  • Срок реализации данной программы: 5 лет.
  • Основная образовательная программа может корректироваться в связи с изменениями:
  • нормативно-правовой базы дошкольного образования,
  • образовательного запроса родителей,
  • видовой структуры групп и др.

Содержание образовательного процесса, выстроено в соответствии с программой «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,   2014 года.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования и предусматривает комплексное развитие личности ребенка, его психическое, физическое и духовное совершенствование, поступательное развитие ребенка в различных областях познания, его социализация и подготовка к школьному обучению.

Программа сформирована в соответствии  с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом

— содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

— обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей, дошкольного возраста;

— строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

— основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;

— предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

— предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы ее формирования, определенные главной целью:

создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Включение парциальных программ в Образовательную программу представляет более широкие возможности для познавательного, социального, и личностного развития ребенка.

Ведущие цели программы

Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педа­гогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

С целью эффективной реализации направлений МДОУ ставит перед собой на 2011-2016г. следующие цель и задачи:

Цель программы:

— Создание  оптимальных условий для личностно-ориентированного взаимодействия участников образовательного процесса: детей-педагогов-родителей.

— Воспитание социально – адаптированного, психически здорового ребенка. Создание открытого, динамичного, проектно – ориентированного образовательного пространства в ДОУ. Формирование основ базовой культуры личности.

Задачи программы:

  • сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычки к здоровому образу жизни,
  • организовать  насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ для благоприятной социализации детей и заложения основ для формирования базовых компетентностей дошкольника.
  • создавать  предметно-развивающую среду и условия для обогащения разнообразной познавательной деятельности и интеллектуальной активности детей,
  • создать условия, обеспечивающие эффективность и результативность работы всех участников образовательного процесса, установление сотрудничества с родителями,  заинтересованными организациями, обеспечение научно-консультативной поддержки.
  • совершенствовать систему подготовки детей к обучению в школе в соответствии с муниципальной программой преемственности между начальной школой и детским садом.
  • разработать оптимальную модель образовательного процесса, обеспечивающую:
  • развитие специфических для дошкольного возраста видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной;
  • внедрять комплексно-тематический  подход и интеграцию деятельности специалистов по реализации  основных направлений развития дошкольников: физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического.
  • определить и внедрить эффективные педагогические технологии, направленные на достижение позитивного результата в физическом, интеллектуальном и личностном развитии  воспитанников.
  • создать методический комплекс психолого-педагогических средств диагностики развития воспитанников.
  • развивать активные формы вовлечения родителей в образовательный процесс МДОУ и взаимодействие с другими социальными институтами города.
  • Прогнозируемые результаты
  • Дети: освоение специфических детских видов деятельности (игровой, поисково-исследовательской, продуктивной) на уровне самостоятельности; динамика в развитии физических, интеллектуальных и личностных качеств.
  • Педагоги: повышение профессиональной компетентности в реализации в образовательном процессе принципов современной развивающей педагогики: продуктивного, диалогового общения с детьми; деятельностного подхода; эффективное конструирование интеграции деятельности специалистов МДОУ; широкое ориентирование педагогов в культурно-образовательном пространстве Петрозаводска.
  • Родители: участие в образовательном процессе МДОУ.
  • Детский сад: создание активной развивающей среды, направленной на самореализацию ребенка в специфических для дошкольного возраста видах деятельности; создание методического комплекса по основным направлениям развития дошкольников: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Условия реализации образовательной программы ДОУ

-управление реализацией программы;

-создание и обновление предметно-развивающей среды;

-постановка инновационной или экспериментальной работы;

-использование различных форм сотрудничества с семьей;

-преемственность в работе ДОУ и школы;

-взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.